Итак, перелопатив всю литературу, в которой встречается наш двигатель семейства FE, он же MAGNUM, а так же в составе моделей других производителей, обнаружилась только рекомендация настройки зазора в клапанах в горячем состоянии, размером 0.3мм. Но какой зазор делать сразу, когда двигатель только собираешь? Что делать, если двигатель не успеваешь быстро разобрать, и он несколько остывает, пока ты добираешься до клапанов? Какой зазор на холодную?
Попался на глаза свежий погрузчик фирмы HYSTER, с двигателем MAZDA FE-kj3. При детальном изучении, обнаружены различия в расположении трамблера и системе питания. Головка, механизм ГРМ, все что в блоке полностью совпадает с нашим любимым двигателем. На крышке обнаружены наклейки с рекомендациями по обслуживанию. Там указаны переоды ТО (для погрузчика пробег в мото-часах), типы жидкостей, и зазоры в клапанном механизме. Но! размеры зазоров указаны и для холодного состояния и для горячего!
Рекомендуется на горячую 0.3мм на всех клапанах, на холодную 0.15мм на всех клапанах.
Естесственно, добрался я к своему двигателю, который просил планового ТО после форсирования, при котором предполагалось и подстроить зазоры клапанов. Но я поступил таким образом: Прогрел двигатель, и стал постепенно разбирать его, пока он на холостых работает: скинул фильтр, лишние трубки, тросик акселератора, постоянно применяя хитрости, чтобы двигатель не заглох... все, чтобы померять зазоры на крейсерной рабочей температуре. Как только я поднял крышку клапанного механизма, ощутил разлетающиеся брызги масла, тут же заглушил и замерил зазоры в клапанах. Значения оказались далеко за 0.35мм, хотя всегда старался настраивать зазоры быстро, после прогрева, чтобы хоть как-то двигатель был горячий, но видимо не успевал. Предполагалось в дальнейшем остудить двигатель и измерить зазоры в холодном состоянии ничего не перестраивая. На остуженном до 15 градусов моторе зазоры оказались более 0.2мм. Закономерность проявилась.
Вот я настроил зазоры на холодную на 0.15 мм и проверил результат. На утро двигатель все так же завелся, но... с маленькой разницей... звука клапанов практически не стало!
Прошло пару недель. В равномерности и характере двигателя отклонений не обнаружил, т.е. все течет и работает нормально, клапаны закрываются правильно. Двигатель стал гораздо тише шелестеть.
Немного моментов и теории.
Увеличенный зазор в механизме привода клапанов увеличивает шумность, контактное давление на поверхностях сопряжения деталей в области люфта, и как следствие ускоренный износ. Износу поддаются напайки коромысел (появляется конкретная проточка), кулачки распредвала (аналогичные проточки), регулировочные винты (выбоины на торцах), клапаны (торцы и рабочая фаска) и седла клапанов...
Уменьшенный зазор приведет к неплотному закрыванию клапанов и последующему прогоранию рабочих фасок клапанов и их седел в головке.
Двигатель, установленный на погрузчике конвертирован для работы на газе (пропан-бутан), почему и отличается от нашего просто-FE. Но для двигателей, которые переводятся (конвертируются) на преимущественно газовое питание, специальн увеличивают зазоры выпускных клапанов на 0.05мм, ввиду более продолжительного сгорания газа и как следствие, более сильного прогревания выпускных клапанов. Но наш двигатель относится к двигателям, у которых зазор в клапане при нагреве растет (одна из причин этому - алюминиевые коромысла), и потому нет риска прогорания седел при использовании топлив, перегревающих клапаны.
В завершении эксперимента не мешало бы подтвердить закономерность точными цифрами... я тож хотел, но всё времени не было, чтобы выставить на холодную 0,15 прогреть и проверить на горячую...
Жду рассказ про выходные! Интересует ужосс как!
Автор отпишись пожалуйста а то уже вторые выходные на носу а поста нет.
да-да...
Удалось вечером субботним добраться до машины, точнее под капот...
Итак: Шум двигателя - хорошо, шелест клапанов не прослушивается. Запуск холодного двигателя - в норме. Работа прогретого двигателя на холостых не изменилась. При активном движении не замечено никаких отклонений или ухудшений в работе двигателя. Т.е. все внешние признаки вполне удовлетворяют. Вскрыл прогретый двигатель, правда, не так как в прошлый раз на ходу . Поспешно выставляя метки и "щупая" щупом вижу, что зазоры практически в норме, как и хотел получить тогда. Щуп 0.3мм плотно влазил. Напомню, что я два года назад перешлифовывал концы настроечных винтов и торцы клапанов, добиваясь правильных поверхностей сопряжения, восстановление удалось - сохранились правильные гладкие поверхности. Напомню так же, клапана у меня уже приработались за несколько месяцев, после форсировки двигателя и притирки клапанов.
На следующее утро (воскресенье) я неспешно проверил зазоры в холодном состоянии - 0.15 приблизительно. Короче, есть правильная цифра.
Спасибо огромное помог ВСЕМ!!!!!
Берем на вооружение и в мастерские или сами!
Еще раз СПАСИБО!
Кстати, стараемся проверить щупы перед пользованием после покупки, ато современность показывает, что и дорогущие стальные линейки из одной партии, производства СНГ, при сравнивании дают разницу, заметную на глаз! Неговоря уже о истинности размещения производства щупов... Проверяем микрометром. Желательно дедушкиным.
Слушай, а если у меня выработка (ямы) на клапанах, и щуп не позволяет замерять зазор т.к. он ее перекрывает, какой зазор должен быть со стороны кулачков??? 0,1мм???
Вот смотри - у меня в мануале написано - 0.3мм со стороны клапанов и 0,2 мм со стороны распредвала, это получается отнять 66,666...% процента и если на холодную должен быть 0,15мм то со стороны распредвала 0,15 - 66,666%= 0,0999? т.е. 0,1мм?
Расчет правильный, но в реальности, если уже есть ямы на торцах клапанов и настроечных винтов, то и на накладках на коромыслах есть проточка - это последствия плохого масла илидолгой езды с большими зазорами, или тупо старость мотора. Когда под накладку коромысла всунешь щуп, почуствуешь, как он сначала вроде и пролазит, а дальше его закусывает, при этом он выгибается по поверхности кулачка. Эта проточка очень мешает твердым щупом проверить зазор. Поможет либо очень мягкий щуп, составленный из нескольких тонюсеньких, либо твердая стальная проволока нужной толщины, которую ты петлей протянешь через зазор.
Но тут есть еще один неприкольный момент: износ на торце клапана соответствует подобной выработке на регулировочном винте. А поскольку винт не соосен клапану, а под некоторым углом, при повороте этого винта ты получаешь неадекватное изменение зазора, что сильно осложняет процедуру. И при этом ты можешь таки добиться нормального рабочего зазора, но в точках контакта поверхности будут сильно не соответствующие, и быстренько примутся прирабатываться, а значит и зазоры будут расти.
На моем моторе уже были смачные выработки на торцах клапанов и на концах регулировочных винтов. На винтах даже выкрашивания металла были. Я настраивал клапана ужасно мучительно, пробовав вымерять зазоры и над распредвалом, но за один присест не удавалось - зазоры росли. При капиталке я винты зажимал в сверлильный станок, и при вращении обточил бормашиной с абразивным кругом. Получилось натуральное круглошлифование, но без перегрева рабочей поверхности, ибо она закалена. Потом я на вращении шлифанул наждачкой 400. Клапана можно было поменять (25грн за хороший б/у) но мне их торцанули. В итоге все красиво, и настраивается как в книжке написано.
Добрый вечер!Прочитал тему...непонял.Обьясните почалуста где мерять зазоры.Если между коромыслом и клапаном,то как получаеться на холодном 0,15,а на прогретом 0,3?
А очень просто. Изменение зазоров в клапанном механизме, это сумма измений размеров всех прогреваемых деталей двигателя: в частности головки, клапанов и коромысел с винтами. В реальности при прогреве головки растет ее размер, увеличивая расстояние от седла клапана до распредвала и до осей коромысел. Клапан так же удлиняется при прогреве. Винт регулировочный, затянутый в резьбовом конце контрящей гайкой, имеет свободный конец снизу, влияющий на размер зазора. Коромысло же, имея рабочую поверхность накладки для контакта с распредвалом, отверстие для оси и резьбовое отверстие для регулировочного винта практически на одной прямой, не вносит изменений в зазор при прогреве. Таким образом видно, что наибольшее влияние имеют прогрев штока клапана и тела головки. Но секрет таится в охлаждении штока клапана - строении самого клапана, материале направляющих клапанов, его способности отводить тепло от штока клапана, материале и строении седла клапана и его способности отводить тепло от тарелки клапана, и собственно прогрев тела головки и ее увеличение в высоту. Так вот, седла клапанов наших моторов оооочень массивные и вселяют уверенность в охлаждении клапанов. И просто получается, что тепловое расширение головки опережает расширение штока клапана.
Меряем зазор между клапаном и винтом регулировки. Здесь размер в полтора раза больше чем со стороны распредвала - точнее получается.
привет , в том году проверял регулеровку клапанов , у нас 929 в городе 2 шт.поэтому звонил Диме уточнить что как , говорил если зделать 0.15 (он проверял) , то машинка на горячую тупит .
теперь вопрос , это что у мя на практически остывшую 0.30 , при нагреве 0.40 - 0.45 , да ?
скоро хочу проверить снова , как быть ?
когда у моториста консультировался тоже по его записям 0.30 .но не уточнял на горячую или на холодную , вроде логично на холодную.
и еще вопрос дак где лучше проверять , между клапанам и кулачком или кулачком и распредвалом ?
а кто нить опишет , как идет процес , я всмысле вмт и какие клапана , после прокрутить на ... такие клапана .
в этом году не кому не погоню , буду делать сам .
как так , если он на горячем делает 0.3 а после проверял на остуженном получается 0.2 , занчит остыл уменьшился или как ?
если книжка пишет , и моторист мне так ставил когда я купил машину , как тогда ?
сколько ставить если я буду проверять между распредвалом и рокером.
Ставил как говорили 0.15 бывает позвякивает но 1 2 и не долго но ужо 12000 пробежал
а регулируется просто 1 цилиндр в вмт и регулируем впускной 1ц впуск 2ц вып 3ц вып 1ц, потом 4ц в вмт и остальные регулируем.
книжка пишет одна на холодную а другая 30 вроде по С . зазор 0.30 , какая тогда врет ? правда в одной есть вариант между распредвалом и рокером тогда 0.20 .нужно еще одну прочитать ?
моторист говорит что ставить зазор заводской 0.30 .
0.20 для более позднего выпуска на GD моделях там опечатка. выставляли с отцом он сказал что ето оптимальные значения 0,15 потомушто нормально клапан приподнемают
а на 0,30 выставляли для проверки так все болтается а вообще иксперементировать дело каждого.И кстати для сомневающихся он у меня на грузовых фурах всем знакомым выставляет по своему на ощуп как то
и никто не жалуется а там далеко не 8 клапанов.
Виставив сьогожні 0.30 почало трошки клацать зато поїхала!!!Тепер можу з власного досвіду сказать що при зазорі 0.15 машина стає овощом і чутно глухий цокот!!
Русская версия Invision Power Board (http://www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (http://www.invisionpower.com)