![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
|
|
Здесь ведется обсуждение юридических вопросов, связанных как с покупкой, эксплуатацией и продажей автомобиля, так и с общением с нашими доблестными госорганами.
Название темы должно кратко описывать ее содержание.
Флуд и оффтоп запрещены!
![]() ![]() |
![]() |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Группа: MAZDAвод Сообщений: 440 Регистрация: 22.06.2007 Из: Днепропетровск Спасибо сказали: 65 раз(а) Авто: Мазда 3, Hb, 1,6, AT ![]() |
Взаимоотношения инспектора и водителя
Гражданин обязан выполнять требования законодательства, в соответствии с которыми можно установить грань, за которой элементарное бескультурье и хамство перерастают в правонарушение, которое может повлечь за собой условную или административную ответственность. Такой гранью является оскорбление должностного лица в связи с исполнением служебных обязанностей, сопротивление или неповиновение законным требованиям, насилие, угрозы, что влечет ответственность в соответствии с законодательством. Отношения инспектора с водителем подчиняются принципам, изложенным в Законе Украины "О милиции", и регулируются разделом 3.4 Наставлений ДПС ГАИ "Взаимоотношения инспектора с участниками дорожного движения". 3.4.1. Взаимоотношения инспектора с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей. 3.4.2. В обращении с гражданами инспектор должен сочетать решительность и принципиальность в предупреждении и пресечении нарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к ним. При ведении беседы с гражданами недопустим высокомерный тон, грубость, выражения и реплики, оскорбляющие человеческое достоинство, необдуманные действия, выражающие неуважение к ним. 3.4.9. Инспектор обязан оказывать помощь водителям в устранении причин, повлекших вынужденную остановку в дороге содействовать своевременному прибытию пассажиров и грузов к мемту назначения. Следует обратить внимание и на такое обстоятельство: автомобиль является собственностью водителя или водитель распоряжается им от имени собственника. Право собственности защищено законом. Это касается следующих вопросов: - садиться в автомобиль для составления каких-либо документов инспектор может только с разрешения водителя; - инспектору запрещено облокачиваться на автомобиль, использовать капот или крышу автомобиля как поверхность для составления каких-либо документов; - инспектор не вправе потребовать от водителя предоставления транспортного средства для каких либо нужд, кроме случаев, указанных в законе. Для оформления документов о нарушении ПДД инспектор ГАИ не вправе требовать от водителя выходить из автомобиля, оформление проводится на месте совершения или выявления нарушения. В случаях, когда на месте совершения нарушения составить протокол об административном правонарушении не представляется возможным, то нарушитель может быть доставлен в милицию, где подвергнут административному задержанию на срок до 3-х часов. Таким образом, инспектор ГАИ не вправе требовать от водителя следовать в патрульный автомобиль для оформления протокола об административном правонарушении и тем более для оформления штрафной квитанции. Инспектор может лишь предложить для Удобства оформить соответствующие материалы в его служебном автомобиле либо получить разрешение от водителя на возможность воспользоваться с этой целью его автомобилем, но не имеет права требовать этого и водитель не обязан данные требования выполнять. Как следует правильно выполнить требование об остановке. Ответ на данный вопрос содержится в Правилах дорожного движения. В соответствии с п. 2.3 Правил по требованию работника милиции (дружинника, внештатного инспектора) водитель должен остановиться с соблюдением всех правил остановки, и если работник милиции или дружинник сам не указал жезлом или рукой место, где водитель должен остановиться, то водитель транспортного средства должен руководствоваться требованиями раздела 15 Правил "Остановка и стоянка", а именно: - остановить транспортное средство на правой обочине, а если она отсутствует или остановка там невозможна, — у правого края проезжей части (как можно правее, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения); - в населенных пунктах остановка разрешается на левой стороне дороги, имеющей по одной полосе для движения в каждом направлении без трамвайных линий посредине и не разделенными дорожной разметкой в виде узкой сплошной линии; - остановка запрещается: а) на ж/д переездах и трамвайных путях, 6) на эстакадах, мостах, путепроводах и под ними, а также в тоннелях; в) на пешеходных переходах и ближе 10 м от них с обеих сторон; г) ближе 10 м от выездов с прилегающих территорий и края пересекаемой проезжей части, за исключением остановки напротив бокового проезда на Т-образных перекрестках, где есть сплошная линия разметки или разделительная полоса. д) в местах, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 м, е) ближе 10 м от обозначенного места выполнения дорожных работ и в зоне их выполнения, где это создаст препятствия работающему технологическому транспорту; ё) ближе 30 м от посадочных площадок для остановки маршрутных транспортных средств, а если их нет — ближе 30 м от указателя такой остановки; ж) в местах, где может быть затруднен встречный разъезд, з) в местах, где транспортное средство закрывает от других водителей сигналы светофора или дорожные знаки. Что касается самих инспекторов ДПС, то они обязаны руководствоваться п. 3.2.10 Наставления по ДПС, который указывает: — запрещается, за исключением неотложных случаев, останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, перед поворотом, непосредственно перед или после вершины подъема, перед перекрестками, переходами, ж/д переездами и в др. опасных местах. Причины остановки транспортного средства Применительно к рассматриваемому вопросу можно перефразировать известную поговорку и представить ее в таком виде: было бы транспортное средство, а причина для остановки найдется. Данная формулировка вполне соответствует реальной действительности. Законом Украины "О милиции" в пункте 21 ст. 11 и указаны причины остановки транспортных средств: — останавливать транспортные средства в случае нарушения правил дорожного движения, наличия признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспорта, или загрязнения окружающей среды, а также при наличии данных о том, что он используется в противоправных целях. Но необходимо помнить, что это только причины, относящиеся к надзору за дорожным движением, а пунктом 2 ст. 11 определено право работника милиции проверять у граждан документы, необходимые для выяснения вопроса относительно соблюдения правил надзор и контроль за выполнением которых возложены на милицию. Данное право охватывает не только случаи остановки транс портного средства с целью проверки водительских документов или состояния водителя (без указанных выше в п. 21 причин), но раскрывает и другие причины, которые не относятся к дорожному движению, и могут служить основанием для остановки транспортного средства. Наиболее типичными являются: • проверка соблюдения правил эксплуатации радиопередающих устройств и средств связи, если транспортное средство оборудовано такими устройствами (об их наличии работник милиции может судить по наличию специальных коротковолновых др. антенн, которыми может быть оборудовано транспортное средство) • проверка соблюдения правил охоты и рыболовства, если водитель находится в заповедной зоне или заказнике; • проверка соблюдения карантинных мероприятий, если водитель находится в карантинной зоне; • другие Правила, не относящиеся к дорожному движению. Более обобщенно причины остановки транспортных средств изложены в Наставлении по ДПС ГАИ; проанализировав их, можно еще раз убедиться в том, что нет такой ситуации, когда работник милиции не может остановить транспортное средство (конечно, за исключением тех случаев, которые прямо оговорены в законе, это относится к транспортным средствам дипломатических и консульских представительств, определенные ограничения установлены для оперативных и маршрутных транспортных средств). В соответствии с указаниями наставлений ДПС ГАИ инспектор останавливает транспортные средства только в случаях, если: 1. Водитель нарушает правила дорожного движения. 2. Характер движения вызывает сомнение в способности водителя управлять транспортным средством. 3. Техническое состояние транспортного средства, его внешний вид или укладка груза не отвечают установленным требованиям. 4. Поведение или внешний вид водителя, пассажиров, транспорта, груза указывают на их причастность к дорожно-транспортному происшествию или преступлению. 5. Имеется необходимость проверки путевых и водительских документов, сверки регистрационных данных при розыске угнанных транспортных средств, а также получения информации о других правонарушениях или о состоянии дорожной обстановки на участке дороги. Кроме того, необходимо помнить и о праве работника милиции использовать беспрепятственно транспортные средства для исполнения возложенных на него служебных обязанностей в случаях, предусмотренных п. 26 ст. 11 Закона Украины "О милиции", что также может служить основанием для их остановки. И хотя формально бесцельная остановка транспортных средств работникам ГАИ запрещена, но в силу вышеизложенного, для остановки транспортного средства в любом случае найдется соответствующая причина, подкрепленная правовым основанием. Для водителя причина остановки транспортного средства не должна являться принципиальным вопросом и на такой вопрос работник милиции может ответить типично (а ответить на него он обязан в силу прямого указания на то в ст. 16 Закона Украины "О Дорожном движении", в силу которого водитель имеет право знать причину остановки транспортного средства). Такими ответами чаще всего являются: проверка документов, мероприятия по розыску похищенного транспорта и т.д., и водитель данным ответом должен быть удовлетворен. Единственное что можно заметить, это то, что а случае нарушения правил дорожного движения работник милиции обязан указать на то, что причиной остановки транспортного средства стало конкретное нарушение правил. Выполнить требование об остановке - это прямая обязанность водителя и пространные рассуждения на тему ''Вы -меня остановили незаконно и будете отвечать" свидетельствуют только о том, что защитить свои права, если они будут нарушены, данный гражданин скорее всего не сможет. Права водителя и обязанности инспектора после остановки транспортного средства П. 3.4 Наставлений по ДПС ГАИ гласит: При обращении к участникам дорожного движения инспектор обязан приложить правую руку к головному убору, поздороваться четко и внятно представиться, при этом назвать свои должность звание и фамилию. После проверки документов разъяснить причину обращения (в отдельных случаях допускается отступление от этого порядка, например, при задержании преступника, гражданина, находящегося в состоянии сильного опьянения и некоторых других). По требованию гражданина работник милиции (дружинник) обязан предъявить свое служебное удостоверение. Такое право имеет для водителя существенное значение и рекомендуется его использовать всякий раз при остановке транспортного средства, когда поведение инспектора не соответствует изложенным выше требованиям. Реализация права требовать предъявления служебного удостоверения в определенной мере обязывает инспектора ГАИ проявлять более высокую степень ответственности, и свои действия, а в отдельных ситуациях может способствовать предупреждению явных злоупотреблений с его стороны, так как он начинает чувствовать, что его действия вполне подконтрольны, о чем так часто работники милиции забывают. Если лицо, которое остановило транспортное средство, не представилось, а тут же требует документы и т.п. , то в вежливой, но настойчивой форме попросите: "Товарищ инспектор, пожалуйста представьтесь", "Предъявите, пожалуйста, Ваше удостоверение". Обратите внимание на то, чтобы запись в удостоверении соответствовала сказанному. Предъявляя служебное удостоверение, работник милиции не передает его в руки водителю, но обязан дать возможность свободно прочесть то, что там написано, именно для этого данное удостоверение и предназначено. Данные инспектора желательно записать. Бывает, что вместо удостоверения, инспектор ДПС ГАИ указывает на нагрудный знак и говорит, что вот мой официальный номер, записывайте и жалуйтесь. Записать номер желательно, но до тех пор, пока Вам не предъявят служебное удостоверение, если Вы его потребовали, до тех пор нельзя считать законным ни одно из предъявляемых требований (даже требование об остановке), и никаких юридических последствий такие требования не влекут. Указанные положения в равной мере относятся и к внештатным сотрудникам ГАИ, и к дружинникам. Обязан ли водитель выходить из автомобиля и нести инспектору документы для проверки? Ответ на данный вопрос однозначен - водитель такой обязанности не имеет. Более того, обратиться к гражданину, представиться ему, объяснить причину остановки транспортного средства — это обязанность инспектора, а не водителя. Закон на водителя такую обязанность не возлагает. Ситуация должна строиться в рамках, которые предписаны инспектору Наставлением по ДПС ГАИ относительно данного вопроса: П 3.4.4. После остановки транспортного средства инспектор обязан без задержки подойти к водителю. Для разговора с водителем не следует предлагать ему выйти из автомобиля, кроме случаев: - когда нахождение инспектора рядом со стоящим транспортным средством создает угрозу его личной безопасности, в этом случае разговор с водителем следует проводить на тротуаре (обочине); - для устранения нарушения (технических неисправностей, правил перевозки грузов и подобных нарушений). Инспектор может привести и другие требования к тому, чтобы водитель вышел из автомобиля. Но такое требование должно быть обязательно мотивированным. Даже то, что водитель допустил нарушение правил дорожного движения, еще не является основанием к тому, чтобы он обязан был выходить из автомобиля. Такая обязанность имеет место в случае устранения водителем технической неисправности или нарушения, которые создают угрозу безопасности дорожному движению, при предоставлении возможности проверить техническое состояние транспортного средства и его комплектность, для проверки состояния водителя при наличии признаков опьянения (мы не рассматриваем в данный момент случаи отстранения от управления транспортным средством и задержание водителя, что выходит за рамки указанного вопроса). В остальных случаях инспектору необходимо разъяснить водителю причины необходимости выйти его из автомобиля, но нельзя говорить об обязанности. Речь может идти скорее о сотрудничестве, взаимоуважении, но не обязанности. К сожалению, административные органы у нас пока не хотят уважать личность, пытаются занимать во всех случаях позицию наставника, приучая личность к тому, что все предъявляемые требования бесспорны и не требуют комментариев, что является простым нарушением закона, за которым чаще всего скрывается профессиональная неграмотность. Если инспектор остановил транспортное средство, и к водителю не подходит, то с точки зрения требований закона этот вопрос может быть решен следующим образом. Инспектор подал сигнал об остановке - водитель его выполнил. После к нему никаких требований не предъявляется, что свидетельствует о том, что инспектор нарушает свои обязанности, о которых было изложено выше и, кроме того, игнорирует и требование п. 3.2.6. Наставления по ДПС ГАИ, в соответствии с которым остановка транспортного средства должна осуществляться на минимально короткий срок. Подождав разумно необходимое время, и исходя из конкретных обстоятельств, водитель может продолжить движение — это не может являться правонарушением. ]]>http://forinsurer.com/public/06/03/03/2203]]> |
![]() |
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 18th June 2025 - 10:36 |