Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Траектория прохождения поворотов
Украинский Мазда Клуб :: MazdaClub.UA > Around Mazda > Сервис/Эксплуатация и Безопасность/Асистанс > Полезные статьи по эксплуатации и управлению автомобилем
karkass
На соревнованиях по авторалли штурман вдруг спокойно говорит своему пилоту, который гонит, сломя голову: "Видел поворот, который проехали?"
- Да!
- Нам туда!
- А почему раньше не сказал?!
- А ты все равно не смог бы повернуть

Повороты, повороты, повороты. Время от времени, хотим мы или нет, но приходится поворачивать. Как мы это делаем? Как поворачиваем рулевое колесо? Как переключаем передачи? Как нажимаем педали? Куда мы при этом смотрим? Что должны контролировать? И еще много и много вопросов, на которые водитель должен отвечать, и отвечать правильно! Этот блок техники управления, как никакой другой, вобрал в себя наибольшее количество требований к водителю. От того, как водитель их выполняет, зависит, попадет он в сложные ситуации (связанные с поворотами), или нет.

Повороты бывают разные. Естественно, как правые и левые, так широкие и узкие. Но также: крутые и не очень, открытые и закрытые (не просматриваемые), асфальтовые и гравийные, а еще - с различными уклонами (отрицательными и положительными). Иными словами, нет двух одинаковых поворотов, а значит - каждый поворот по-своему особенный.

Действия водителя в дальнейшем зависят от того, какой поворот. В любом случае эти действия подвержены одним и тем же принципам, направленным на то, чтобы максимально обезопасить водителя. Позволить ему исправить ошибку, если он ее все-таки допустил.

Начнем по порядку. Для начала необходимо вспомнить о "динамических" габаритах автомобиля. Габариты своего автомобиля и, особенно, движущегося, водитель должен знать и уметь контролировать

Если с этим нет сложностей, то можно говорить о таком понятии, как движение по безопасной и рациональной траектории. Траектория - это линия, которую условно прочерчивает автомобиль (проезжая поворот), относительно самой дороги и поворота.

Основная опасность, подстерегающая водителя в повороте - это центробежная сила. Она пытается "выбросить" автомобиль с дороги в противоположную сторону от поворота. Чем круче поворот и больше скорость, тем больше шансов, что центробежная сила вас "победит".

Водитель может обезопасить себя в повороте умением двигаться по оптимальной траектории. Для этого используется вся ширина полосы дороги, по которой он двигается. Схема действий водителя выглядит так. Представим какой-то абстрактно средний поворот, например, правый. Водитель, перед тем как непосредственно начать поворачивать, смещается, используя только свою полосу движения, максимально ВЛЕВО. После этого он начинает поворачивать направо и двигается таким образом, чтобы к условной середине поворота сместиться максимально ВПРАВО. Проехав середину поворота, двигается так же направо, но смещаясь влево, не выходя за пределы своей полосы. Таким образом, при выходе на прямую он опять оказывается максимально левее, не выходя на встречную или соседнюю полосу. Попробуйте эту линию и поворот просто нарисовать на листе бумаги. Это классическая траектория для любого поворота. Задача этой траектории - как бы выпрямить поворот, уменьшив тем самым центробежную силу, а значит - дополнительно обезопасить водителя.

Как научиться ездить по правильным траекториям? Для начала весь процесс необходимо осознать. Затем пробовать везде, где это возможно, не забывая о безопасности. Как только вы стали ездить, не думая об этом, считайте, что первичное "чувство" траекторий вы приобрели, конечно, при абсолютном условии, что процесс осознан правильно!

Ездить по правильным траекториям - удел, разве что, пилотов F-1, да и то есть среди них те, кто допускает ошибки. А если вспомнить, что ошибки они допускают на одних и тех же гоночных трассах, которые знают наизусть, то можно понять, почему "чувство" траектории - это особый талант, и обладают им единицы. Все это к тому, что Шумахером ты можешь и не быть, но владеть первичным "чувством" траектории все-таки обязан. Это безопасность в поворотах!



Скорость под 180км/ч. Впереди маячит поворот, и со стороны кажется, что водителю мчащегося автомобиля уже давно нужно было начать тормозить. Водитель жмет на "газ" и ждет только ему понятного момента. Все: торможение, переключение передач, поворот руля - автомобиль не вписывается в поворот и летит в отбойники…. (ошибки учеников в автоспорте)

Пример типичный для автогонок, а в данном случае речь шла о гонках кольцевых, где гонщик точно знает, где начать тормозить, где закончить и где - начать поворачивать. Порой достаточно начать тормозить позже на 1 метр, чтобы в дальнейшем не вписаться в поворот. Теперь представим обычную дорогу со всеми ее нюансами и особенностями, зачастую незнакомыми водителю. В каком-то месте надо тормозить, в каком-то - поворачивать рулевое колесо и т.д. Как не ошибиться? Как максимально себя обезопасить? Как исправить совершенные ошибки?

Профессионалы любой поворот делят на четыре части:

1. Подход (подъезд).
2. Вход (въезд, начало поворота р./колеса).
3. Дуга (непосредственно сам поворот).
4. Выход (выезд после поворота на прямую).

Проезд поворота может быть служебный (обычный), и здесь основная задача - проехать его безопасно. Проезд поворота может быть спортивный (гоночный), и здесь задача - проехать его безопасно, но обязательно быстро. Будем говорить о служебном, который при ошибочных действиях водителя может стать неожиданно спортивным!

Итак. Подъезжаем к повороту, пытаясь оценить визуально его крутизну, и возможную опасность. В любом случае начинаем снижать скорость, заранее используя основное торможение; если умеем, то - переключая передачи "вниз", и, если умеем - делаем всё вместе одновременно. Основная задача - снизить скорость до безопасного значения и сохранить управляемость автомобиля (см. раздел "торможение").

Начинаем поворачивать рулевое колесо в темпе, который соответствует скорости Вашего движения. Чем выше скорость, тем плавней поворачиваем руль. Чрезвычайно важный момент! От того, как Вы это проделаете, собственно и зависит, начнем ли мы поворачивать автомобиль или нет! Главная опасность - это возможное скольжение передних колес и, значит, - неуправляемость.

Как правило, если скольжение серьезное, то повернуть уже невозможно. Поэтому торможение до этого должно быть с "запасом", а сам поворот р./колеса - как можно плавней (см. раздел "руление").

Оказавшись в дуге (это часть поворота, где водитель удерживает р./колесо повернутым, используя корректировочные движения руками), водитель следит за соблюдением траектории проезда, за возможными изменениями крутизны и величиной силы инерции, которая стремится вытолкнуть автомобиль наружу. Основной способ страховки - это присутствие "тяги" на ведущих колесах. Попросту говоря, должна быть включена необходимая передача, педаль сцепления отпущена, а педаль "газа" слегка нажата (вариант попроще - с отпущенной педалью)!

Выезжая на прямую после поворота, ни в коем случае не бросайте р./колесо для его самопроизвольного возврата в положение "прямо". Это - грубая ошибка, которая приводит к тому, что автомобиль "улетает" с дороги в безобидной со стороны ситуации, а точнее - после поворота. Рулевое колесо удерживается руками, и поворачивается так же плавно, как и в начале поворота! Выходя на прямую, плавно добавляется "газ" для дальнейшего разгона и переключения передач "вверх".

Остается добавить, что все действия, которые выполняет водитель, происходят при движении по "правильной" траектории, о которой мы говорили раньше. Безопасный принцип, который используется в жизни, а иногда и в автогонках звучит так: "Медленно въехать, но безопасно и, если надо, быстро выехать!"
karkass
где то у меня еще было с картинками, буду искать дальше
King
Рекомендую читать здесь:
]]>http://www.eulex.msk.ru/drive_ind.htm]]>

здесь:
]]>http://rallyfan.ru/driving/index.php]]>

И здесь:
]]>http://www.fanlib.ru/BookInfo.aspx?Id=68b5...2d-31621bdaf5ff]]>
(можно скачать)
Login
интересно, да
админы, надо сделать ветку какую-то в техразделе, типа "Основы безопасного вождения" и все это туда забабахать
негоже таким темам в офтопе валяться
karkass
Цитата(King @ Aug 9 2007, 18:02 ) *
Рекомендую читать здесь:
]]>http://www.eulex.msk.ru/drive_ind.htm]]>

здесь:
]]>http://rallyfan.ru/driving/index.php]]>

И здесь:
]]>http://www.fanlib.ru/BookInfo.aspx?Id=68b5...2d-31621bdaf5ff]]>
(можно скачать)

пасибо. ! а цыганкова еще пару лет назад искал в нете на халяву! а тут ты подсобил! drinks.gif
YuraL
Зачет! Единственное что не хватает в этой статье, это что нужно делать при неудачном входе/выходе из поворота, когда снос передней (занос задней) оси уже начался. И обязательно с разделением на приводы авто.
karkass
Цитата(YuraL @ Aug 9 2007, 20:19 ) *
Зачет! Единственное что не хватает в этой статье, это что нужно делать при неудачном входе/выходе из поворота, когда снос передней (занос задней) оси уже начался. И обязательно с разделением на приводы авто.

это уже следующая тема по управляемым заносам. есть все это. буду выкладывать, а то у меня винты сд в качестве архивов несколькими ящиками валяются.все сразу и не просмотришь rolleyes.gif
YuraL
Ок. С нетерпенем ждем продолжение.
П.С. Господа модераторы, сделайте наконец-то подходящий под теорию раздел. Не гоже такому добру в оффтопе валятся.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.