Поэтому текст разделил на 4 части:
1. Предыстория
2. Муки выбора и ТО-3
3. Установка
4. Тест в боевых условиях
1. Предыстория.
Кому лень читать – переходите к тексту с картинками ниже
Так уж сложилось, что по роду работы мою мазду3 пришлось перепрофилировать из городской красотки в междугородний круизер. И все бы ничего, если бы не одно большущее НО – подвеска.
В целом достаточно комфортная и по первым впечатлениям в меру энергоемкая подвеска в жестоких реалиях украинского «междугородья» показала себя на дохлую тройку. Постоянные пробои амортизаторов на сравнительно небольших ухабах, плохая отработка неровностей типа «гребенка» на скорости больше 80 км/ч… Да что там говорить, даже когда машина была новой, рассуждать о «спортивности» подвески было немножко пафосно. Легкая «драйверность», не более. Соответственно, скорость движение по трассе с покрытием «ремонт дороги ведет СУ-27» (бомбят их что ли?) с традиционным заделыванием отверстий коровьим навозом была физически ограничена рамками ПДД. Скажете, да это же плюс! Угу, расход выше 7,2 литра по трассе был чем-то из ряда вон (рекорд – 6,6 л на 100 км за 550 км, с учетом езды через всю Одессу и Днепр), но всю дорогу в напряжении. Не дай Бог влететь в ямку – машина теряет устойчивость, проходит пробой с хараткерным «БАХ!», душа уходит в пятки, а сфинктер в отдельных ситуациях способен перекусить арматуру. Помножьте это все на езду в темное время суток, добавьте частый дождь или туман для полноты картины и сделайте вывод, что лучше ездить на поезде). Ах, да, 17” резина добавляла радости в пути.
Но, поезд - это не наш метод. На 47 тысячах пробега мастера дали вердикт – передние амортизаторы близки к безвременной кончине, сколько еще отходят – хз, но в наличии нет. На 51-й тысяче решил все же поменять, но на складе был только правый. Окей. Сняли амортизатор – оказался погнут шток. Ну ладно, думаю, чего греха таить – влетал правым бортом в суровые ямы, так что все может быть. Заплатил 1100 грн. за амотризатор и 250 грн. за работу (курс был 4,.
Каково же было мое удивление через две недели, когда у левого аморта шток был погнут тоже. Хотя левое колесо было целое, даже диск на тот момент не прокатывали. Это все непроста, подумал Винни-Пух. За деньги менять отказался, с меня стали требовать денег за работу, ругаться и т.д. Думаю, это мало кому интересно, поэтому стоит опустить те хитросплетения фраз и терминов, которыми ваш покорный слуга наградил сервис, а сервис его)) Но в конце концов машину забрал, не подписав акт о запрете эксплуатации авто, и прочую ахинею, которую мне настойчиво совали. Кстати, именно в этой словесной дуэли King v/s Alfa директор последней родил нетленку «для японских машин лучше подходят японские амортизаторы».
Так дальше продолжаться не могло, левый амортизатор стучал все громче и громче, и на последней поездке в Днепропетровск истек
2. Муки выбора и ТО-3
Сток ставить категорически отказался, поэтому стал вопрос Bilstein B6 или Koni Sport?
После обзвона импортеров Бильштайна (http://www.bilstein.com.ua/import.html) компания Автоформула (www.autoformula.com.ua) озвучила цену 2028 грн. за 1 передний, но сразу же дали 20% скидку. Т.е. пара передних получилас 3224 грн. На мое «счастье» один амортизатор оказался в Киеве, второй в Запорожье, а задние (около 1100 грн. за шт.) недавно уехали в Днепропетровск (я даже догадываюсь, кому ). 4750 грн. за Кони или около 5400 грн. за комплект Бильштайн? Вспоминая предыдущую машину с Бильштайн Б4 – не стал брать кота в мешке и остановился на проверенном решении.
Надо отдать должное компании Автоформула – среагировали быстро. В день заказа я произвел оплату, на следующий день мне отправили посылку. Еще через день в офис зарулил курьер Новой Почты и привез две симпатичных коробочки немалого веса:
Задние пообещали привезти через месяц (как раз планируется новая поставка).
Дальше началось самое интересное. Вернулся в Днепропетровск и записался на субботу на 8 утра.
ТО-3 на 60 тыс. по деньгам получается довольно демократично, т.к. это только замена масла с фильтрами и опционно – замена тормозных колодок + гарантийные работы.
Большой плюс прохождения ТО в субботу в том, что нет
3. Установка
Итак, были сняты передние амортизаторы. На правом, за который я заплатил кучу денег и он прошел около 7 тысяч км. уже был погнут шток! Это при том, что я перешел на 16” колеса! Я не знаю, из какого материала делается шток в польских амортах, но такое ощущение, что из китайской стали (которая «славится» высоким содержанием углерода и других ненужных примесей). А знаете сколько стоит эта польская поделка? 1600 грн.!
Сравните эти два изделия, обратите внимание на толщину штока:
Самое смешное, что стоят эти два амортизатора примерно одинаково! Выводы делайте сами.
Кстати, у нас возник вопрос, куда девать отбойник? Самое интересное, что почти за 60 тыс. км. отбойники амортизаторов были в идеальном состоянии. Значит, не такие уж и сильные удары по подвеске были. Я так понял, что билики ставятся без отбойников. Но во избежание ненужных стуков мы срезали 2/3 нижней части отбойника и установили его на верхнюю часть аморта, как раз, где начинается более тонкая часть (выше надписи made in Germany).
Естественно, погнутые штоки угробили опоры. Тут вообще был форменный цЫрк. Гарантийщик отказался их менять, мотивируя это тем, что раз я ставлю негарантийную запчасть, то подвеска снимается с гарантии. Логика, достойная классической блондинки. После четвертого объяснения, что гарантия уходит только после того, как я поставлю детали и заплачу за это деньги, а не перед, мастер ушел думать. Думал он где-то полчаса, но мои доводы его, похоже, убедили. Опоры оказались ”made in Japan”, что поселило во мне надежду их более долгой работы, по-сравнению с итальянскими.
В конце концов, амортизаторы установили и машину выкатили из сервиса. ТО тоже было пройдено. Стал вопрос о регулировке развал-схождения, но из-за очереди перенесли на на 14.00
Не буду описывать свои ощущения эпитетами ВАУ, КРУТО и пр. Попытаюсь быть объективным, т.к. в данной ситуации был все же немножко скептиком. Но это чуть дальше, а сначала первое что увидели – морда поднялась на 15-20 мм. Хм, с Б4 была такая же петрушка. Напомню, эстетство оставим любителям 18-19” колес с занижением 30-50 мм. Для меня в первую очередь была важна практическая сторона.
В 14.00 поехал на развал. Делал Алексей, очень грамотный мастер. Из серии тех людей, у которых горят глаза, когда приезжает не овощная 1.6АТ с просьбой «сделайте мне, чтобы только резину не ело», а машина, в которой есть попытка и желание реализовать потенциал шасси.
К слову, 70-80% мазд3 – это 1.6АТ по статистике. 99% приезжает с просьбами «лишь бы резину не ело». Оказывается, на мазду 5 был даже сервисный… (эээ забыл слово). Короче меняли резину, т.к. износ был неравномерный (резина Бриджстоун). Но на тройках замены не было. А со стандартным отрицательным развалом (это вот так / \ ) возникают вопросы неравномерного износа стоковых покрышек. Поэтому на первом ТО по просьбе владельцев делают развал немного в +, т.е. вот так \ / . ППц, в общем. Вывод один: стоковая Туранза – полное говно.
И, видимо, не стоит ругать СТО серых дилеров. Они-то может делают развал по правильным картам, только резина все равно жрется))
Отрегулировали мне развал в соответствии с моими пожеланиями курсовой устойчивости и реакции на рулевое управление, а также устойчивости в виражах, поменяли стойку стабилизатора и на этом эпопея с сервисом закончилась.
4. Тест в боевых условиях
Сразу на что обратил внимание – руль налился приятной тяжестью. Реакция на действия рулем стала молниеносной. Если раньше к подвеске можно было приклеить ярлык «жиденькая», то теперь машина следует за руками. Наконец-то появилась внятная обратная связь с дорогой, когда ты чувствуешь покрытие. Раньше тоже было, но совершенно не так ярко, более "размазанно" что ли.
Второй вывод – задние стоковые амортизаторы не работают. Делают вид, что пытаются, но, похоже, 50 тысяч км – это их предел. Ощущения от цельнолитого передка, и виляющей жопы остались двоякие. Если раньше задние амортизаторы не замечал, т.к. они были в «жидкой» гармонии с передним, то сейчас чувствуется резкий диссонанс. На нюансах управляемости, комфорта, скоростного прохождения поворотов по этой причине останавливаться не буду – дождемся задних амортизаторов. История будет иметь продолжение. Вернемся к другой, более важной лично для меня теме – к поведению на трассе.
Я знал, что должна быть разница, и что она будет, но чтобы настолько! Пружины остались стоковые, передок поднялся на 15-20 мм, а энергоемкость передней подвески… Скажу вам честно, я чувствовал себя БТРом!))) Амортизаторы жалобно не спрашивают как раньше «а сколько там ям?», а требовательно вопрошают «ГДЕ ОНИ???!!!» И если до 120 км/ч чувствуются неровности, то после 130 возникает ощущение, что дорогу разглаживают гигантским утюгом. Самое главное, что при этом абсолютно не теряется контроль над дорогой. Я перестал бояться кочек, ям и гребенок. Я перестал с замиранием сердца ждать пробоя подвески или экстренно оттормаживаться, потому что при попадании на такие неровности машина на 120 км/ч становилась неуправляемой. Bilstein B6, стоковые пружины и колеса 16” – это то что доктор прописал для поездок по разбитым междугородним трассам. Да, пружины, скорее всего, нужны с прогрессивной характеристикой для лучшей отработки мелких неровностей (т.е. они вверху чуть мягче стока, а ниже – жестче). Но на всем промежутке трассы я ни разу не пробил переднюю подвеску, хотя по привычке в некоторых местах (там где сфинктер может перекусить лом от ощущений) вжимался в сиденье и руль А вот задняя пробивалась на ура.
По пути от Николаева догнал JDR’a и с компанией, которые возвращались с покатушек Race of Masters. Ребята спокойно ехали километров 90 в час, а я в режиме БТР моде ОН летел до самой Одессы.
Итог. 540 км с двумя остановками (суммарно 30-35 минут) были пройдены за 5 часов 35 минут. И это я не летел. Больше 140 не ехал. Но там, где раньше по 30-40 км приходилось ехать не более 90, я ехал абсолютно спокойно 110-120.
В целом я доволен. Расхотел себе кроссовер, хотя раньше сопливость подвески Мазды3 меня здорово напрягала. Ура товарищи!)))
ЗЫ: как нетрудно догадаться, это была реклама компаний Bilstein, Автоформула, автомобилей Мазда и антиреклама кроссоверов