![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
|
|
Название темы должно обязательно начинаться с полного имени модели авто и доносить до пользователя основную суть темы. К примеру:
Mazda 6: как заменить воздушный фильтр?.
Для создания тем о купле/продаже предназначен подфорум Mazda Buy/Sale !
Флуд и оффтоп запрещены!
За создание тем купли/продажи - сразу +20%!
![]() |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Группа: Новичок Сообщений: 32 Регистрация: 31.08.2013 Из: Гайсин Спасибо сказали: 6 раз(а) Авто: Mazda 626 GC 2.0d Имя: Михаил ![]() |
Что лучше - тосол или антифриз?
Нашел в нете тему, которая меня давно интересовала, так как никто не мог дать однозначного ответа. Антифриз или тосол что лучше заливать в систему охлаждения автомобиля. ![]() Начнем мы статью ни с описания антифриза или тосола, а с описания того, как исторически сложилось и развивалось направление развития охлаждающих жидкостей для двигателей автомобиля. Естественно все начиналось с воды, это наиболее доступная жидкость которая первоначально вполне законно отправилась в двигатель, для его охлаждения. Основной недостаток воды который обнаружился очень быстро, это ее кристаллизация, обычное замерзание при минусовых температурах. Для решения этой проблемы были предложены альтернативные жидкости и растворы: — Глицерин. (из энциклопедии о нем можно узнать следующее: Глицерин — бесцветная, вязкая, гигроскопичная жидкость, неограниченно растворимая в воде. Сладкий на вкус, отчего и получил своё название (гликос — сладкий). Кстати глицерин до сих пор применяется в антифризах. В последствии выяснился его основной минус — это все же низкая температура замерзания и значительная вязкость, которая в итоге сказывается на мощности двигателя, из за необходимости гонять раствор по системе охлаждения двигателя). — Метанол. Метанол — бесцветная жидкость с запахом, напоминающим запах этилового ( питьевого) спирта. С применением метанола, температуры замерзания ОЖ значительно стали ниже, но кроме того обнаружилось и пагубные свойства. Метанол, он же метиловый или древесный спирт, (древесный, потому что первоначально получался только после перегонкой древесины) активно реагировал с алюминием, что было мало пригодной жидкостью для ДВС. Но что более страшно это то, что метанол — яд, действующий на нервную и сосудистую систему человека. Токсическое действие метанола обусловлено так называемым «летальным синтезом» — метаболическим окислением в организме до ядовитого формальдегида. Кроме того, метанол обладает кумулятивными свойствами, то есть имеет свойство накапливаться в организме. Приём внутрь 5—10 мл метанола приводит к тяжёлому отравлению (одно из последствий — слепота), а 30 мл и более — к смерти. Предельно допустимая концентрация метанола в воздухе равна 5 мг/м3 (вдвое ниже, чем у этанола и изопропилового спирта). В настоящее время метанол запрещен к применению в тосолах и антифризах. — Этанол. Этиловый спирт, именно тот спирт который входит в состав многочисленных алкогольных напитков употребляемых человеком, широко используется и для антифризов и тосолов. Плюсы этилового спирта очевидны: относительно безвреден для человека, имеет низкую температуру замерзания, обладает низкой вязкостью. Кроме того стоит заметить и то что, этанол является противоядием при отравлении некоторыми токсичными спиртами, такими как метанол и этиленгликоль, это не значит что он реагирует с ними просто при попадании в организм происходит конкурентное окисление живых тканей именно с ним и в последствии невозможность окисления с другими ядовитыми спиртами в организме. Конечно основное пагубное свойство этанола всем известно - алкоголизм, но в этой статье не об этом. — Этиленгликоль. Этиленгликоль ядовит и может проникать в организм даже через кожу тела. Он сладкий на вкус, но вот пробовать его не надо, ведь при приеме уже 35 см кубических внутрь, данная доза для человека может быть смертельной. Присадки в тосоле и антифризе Из списка упомянутого выше видно, что в основном в состав тосолов и антифризов входят спирты. Кроме того стоит заметить что для антифриза и тосола важно отсутствие явного негативного влияние на металлы двигателя, повышение антикоррозионных свойств материалов, с которыми тосол, антифриз взаимодействует. В основном все это решается путем добавления специальных присадок в тосол или антифриз. По типу антикоррозийных присадок антифризы или тосол условно делят на две основные группы: силикатный и карбоксилатный антифриз, тосол. Силикатные антифризы, тосолы — это старая группа охлаждающих жидкостей. В качестве антикоррозионной присадки в них используются, как следует из названия, силикаты, которые при нагревании и кипении создают слой накипи, постепенно снижая эффективность системы охлаждения за счет отложений образовавшихся в системе. Как правило, силикатные антифризы при их изготовлении окрашиваются в зеленый или синий цвет (каким мы привыкли видеть тосол), что, однако, не является строгим правилом. Карбоксилатный антифриз, тосолы имеет в своем составе ингибиторы коррозии на основе органических кислот, которые образуют тонкий слой на поверхности системы охлаждения, адсорбируясь лишь в местах возникновения коррозии. Поэтому расход присадок в процессе использования карбоксилатного антифриза, тосола невелик, и срок эксплуатации такого антифриза выше. Карбоксилатный антифриз, тосол выпускается чаше всего в виде жидкости красного цвета (каким мы привыкли видеть антифриз). Кроме того ингибиторы коррозии на основе карбоксилатов входящие в состав охлаждающей жидкости имеют более низкий класс опасности (вредности) и более экологичны нежели традиционные ингибиторы. Наши рекомендации будут на стороне охлаждающих жидкостей что говорится нового поколения, будь то тосол или антифриз, но на основе карбоксилатов. При приобретении тосола или антифриза внимательно изучите упаковку именно в составе и должно быть упомянуто на кокой основе создана охлаждающая жидкость. Для примера ниже приведены картинки в случае применения силикатного тосола или антифриза (справа) и для карбоксилатного тосола антифриза (слева) Из рисунка видно что тосолы и антифризы на силикатной основе намного хуже сопротивляются коррозии материалов, что влечет за собой физико — химическое изменение и как следствие разрушение и отложение. Данные отклонения естественно впоследствии отражаются и на проходимости системы охлаждения и возможностью справляться с отводом тепла требуемым от системы охлаждения. Почему тосол называется тосолом, а антифриз антифризом. В случае с антифризом все банально, происхождение слова антифриз, это заимствование с английского языка т.к. на англ. «antifreeze» - незамерзающий. Тосол же является фактически абривиатурой с окончанием. ТОС — расшифровывается как «Технология органического синтеза» ( наименование отдела ГосНИИОХТ, создавшего антифриз еще во времена СССР. ОЛ - окончание, характерное для группы спиртов (например — этанол, бутинол, метанол). Этот антифриз был разработан еще в 1971 г. в Государственном научно- исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ) для автомобилей ВАЗ взамен итальянского антифриза с наименованием «ПАРАФЛЮ». Торговая марка «ТОСОЛ» не была зарегистрирована, что собственно и не практиковалось во времена СССР, поэтому ее применяют до сих пор многоие производители охлаждающих жидкостей. Постепенно с повышенным требований к ресурсу и безотказной работе двигателя и у тосолов и антифризов появились новые требования. В настоящий момент они следующие: — повышение температуры кипения до порядка +110 градусов по Цельсию; — предотвращение пенообразования; — низкая температура замерзания до - 60 градусов по Цельсию; — низкая вязкость; — ингибирующие свойства в отношении материалов двигателя; — долговременная химико-физическая устойчивость (на срок эксплуатации от 3 лет или порядка 60 ООО км пробега); Есть заблуждение что в антифризы или в тосол добавляют специализированные присадки влияющие на смазывающие свойства. На самом деле «смазывающие» свойства в антифризах и в тосоле обеспечиваются основным составом тосолов и антифризов— этиленгликолем. В чем различия между тосолом и антифризом. Теперь о главном, с чего может стоило начать, но мы подведем итог. Ни в одной стране мира нет разделения между охлаждающими жидкостями по названию - антифриз или тосол. Просто есть более совершенные и менее совершенные жидкости. Все зависит от присадок описанных выше. Поэтому выбор только за вами и зависит от пристрастий, возможности и целесообразности. В настоящий момент лучшими являются тосолы антифризы с карбоксилатными присадками, чаще всего это антифризы, поэтому и рекомендации по применению будут для антифризов. Дополнительно хотелось отметить следующее, что у автомобилей различных марок, моделей, года выпуска нет конструктивной предрасположенности к определенной охлаждающей жидкости будь то тосол или антифриз. Можно ли смешивать или доливать тосол антифриз если вы не знаете на основе каких присадок он создан. Конечно хотелось бы сказать красные жидкости смешивайте с красными, зеленые с зелеными, а синие с синими, но к сожалению это не так. Цвет тосола или антифриза это не явное проявление какого либо основного присутствующего химического компонента, а всего лишь краситель, то есть нельзя смешивать охлаждающие жидкости основываясь только на цвете. При смешивании тосола антифриза с различными присадками (карбоксилатными и силикатными) одни просто напросто могут прореагировать с другими, напрямую данные реакции не вызовут никаких побочных явлений в двигателе, просто они разрушат сами себя, тем самым потеряв ряд свойств, в том числе смазывающих и ингибирующих. В итоге система охлаждения будет работать без ингибиторов и дополнительной смазки, что косвенно скажется на ресурсе и износе деталей. Зимние и летние тосолы и антифризы Иногда психология нашего поведения подводит нас, в следствии того, что мы мыслим в рамках сформировавшихся обстоятельств. На доминирующей территории России примерно одинаковая температура эксплуатации автомобилей зимой, и соответственно с одними и те же требованиями к охлаждающей жидкости — тосолам и антифризам. Но существуют уголки в мире и с другими климатическими зонами, например Америка, Европа, с которых к нам нередко приходят подержанные иномарки. Южные регионы, где возможно ранее эксплуатировались автомобили, до того как попали в более холодный климат, также не столь требовательны к температурам замерзания антифриза или тосола. Поэтому обязательно меняйте охлаждающую жидкость, на автомобиле если вы не знаете его истории, чтобы избежать проблем зимой. Ведь тосол, антифриз применяемый в теплых регионах имеет более высокие температуры замерзания, нежели для северных районов. В итоге в случае замерзания тосола антифриза зимой, у вас может возникнуть непроходимость в системе охлаждения и перегрев двигателя. Может растрескаться радиатор, из за расширения охлаждающей жидкости (если этиленгликоля совсем мало), под действием мороза. Тем кто все таки хочет проверить приблизительную температуру замерзания антифриза, основываясь на плотности, можно воспользоваться рекомендациями абзаца "Определение замерзания тосола антифриза по его плотности". Стандарты для тосолов и антифризов. В мире так и не сложилось единственного стандарта для антифризов и тосолов, видимо исходя из причин: — различных климатических районов; — до настоящего времени проблема с коррозионной агрессивностью тосола решается разными путями. Добавление присадок и поиском новой основы для антифриза и тосола — пропиленгликоль и др. Так на сегодня существуют следующие стандарты: ГОСТ28084-89 — Россия BS 6580: 1992 — Великобритания AFNOR NF R15-601 — Франция ASTM D 3306 и SAE J 1034 — США ONORMV5123 —Австрия JIS К2234 —Япония CUNA NC956 16 — Италия Кроме того как и в отношении моторных масел многие производители автомобилей постоянно совершенствуют и обновляют свои собственные спецификации. По требованиям данных спецификаций выпускаются ряд охлаждающих жидкостей. Например, нормы General Motors USA — Antifreeze Concentrate GM 1899-M, GM 6038-М или система нормативов G концерна Volkswagen: — G 11 — для легковых автомобилей или легких грузовиков (допускается присутствие силикатов); требуют замены в строгий период времени так как силикаты разлагаются и могут в последствии забить каналы охлаждающей системы. — G 12+ ; G 12++ ; G 12+++ — для тяжелой техники или новой автотехники ( силикаты отсутствуют). Антифризы класса G 12 не содержат силикатов и как раз имеют удлиненный интервал замены в системах охлаждения автомобилей. Разное соотношение этиленгликоля и воды соответственно образуют разную плотность. Так в частности 1 литр воды весит 1 кг, а вот 1 литр этиленгликоля уже 1,120 кг, таким образом из определения веса в 1 литре, то есть фактически из определения плотности можно сделать вывод о содержании этиленгликоля в воде и как следствие резюмировать температуру замерзания для данного раствора. Измерение плотности тосола, антифриза производится ареометром или другими аналогичными, несложными в применении прибором. Как правило это обычный поплавок, который тонет в зависимости от плотности на разную глубину. Ведь при разной плотности сила Архимеда будет тоже различна, сила Архимеда — это сила равная массе вытесняемого раствора объемом погружаемого в него тела. Таблица 1 Определение замерзания тосола антифриза по его плотности. Плотность тосола, антифриза г/смЗ Содержание этиленгликоля в процентах % в тосоле, антифризе Температура замерзания С тосола, антифриза 1,115 100-12 1,11399-15 1,11298 -17 1,111 96 -20 1,110 95 -22 1,109 92 -27 1,106 90 -29 1,099 80 -48 1,093 75 -58 1,086 67 -75 1,079 60 -55 1,073 55 -42 1,068 50 -34 1,057 40 -24 1,043 30-15 Кроме того кому удобнее более наглядное представление в виде графика, то зависимость плотности от процентного содержания и температуры замерзания можно выразить и графически, (вернемся к нашей таблице) Как правильно менять тосол или антифриз в системе охлаждения двигателя автомобиля Конечно лучше всего воспользоваться инструкцией по эксплуатации, на ваш конкретный автомобиль. Но общие требования все же для всех моделей и марок одинаковы. В случае замены ТОСОЛа или антифриза в системе охлаждения автомобиля, заведите и прогрейте двигатель в течение 5 минут, при этом кран отопителя салона должен быть открыт, то есть надо прогреть всю систему охлаждения (вместе с отопителем салона). Остановить двигатель, слить ТОСОЛ или антифриз из радиатора (удалив глухую пробку) и блока (открыв кран или вывернув пробку), залить чистую воду, можно добавить жидкость для промывки системы охлаждения, радиатора, дайте поработать двигателю порядка 5-10 минут, после этого слить воду повторно через сливную пробку радиатора и блока двигателя. Промывайте всю систему охлаждения двигателя водой, пока не убедитесь, что вода сливается чистой. Заполните систему охлаждения новым ТОСОЛом или антифризом. Срок хранения тосола или антифриза. Вообще вода с этиленгликолем достаточно устойчивое соединение. Но к сожалению присадки содержащиеся в тосоле и антифризе разлагаются примерно через 3 — 4 года (60 — 80 тысяч пробега), поэтому охлаждающая жидкость теряет свои свойства, а то и того хуже начинает забивать отложениями выделившихся солей каналы системы охлаждения автомобиля. Но все же есть частные случаи в результате появления которых антифриз или тосол лучше заменить раньше рекомендуемого срока. Антифриз, тосол на протяжении срока эксплуатации упомянутого выше, как правило, не должен кардинально менять цвет, но если антифриз, тосол приобрел оттенок ржавого металла - это значит что он не справляется со своими обязанностями и не предотвращает детали системы охлаждения от коррозии. Если ОЖ стала такой через очень короткое время (цвет свежей жидкости стал коричневым), значит, вы залили подделку, в которой нет ингибиторов коррозии. При проявлении подобного факта тосол или антифриз также подлежит замене, не дожидаясь положенного срока или пробега. Появление пены свидетельствует о нарушении структуры, либо о изначально некачественном тосоле антифризе. Пены должно быть как можно меньше, и исчезать она обязана в считанные секунды. Если пена сохраняется в составе, то система завоздушивается и двигатель начинает перегревается. Кроме того, одним из признаков подделок является резкое полное обесцвечивание жидкости. Такой «антифриз» необходимо быстрее заменить. Естественно мировое сообщество постоянно развивается и последними тенденциями которые обеспечивают экологичность и продление срока службы элементов системы охлаждения является применение пропиленгликоля. Антифризы и тосолы на основе пропиленгликоля более экологичны, он не токсичен для человека, пропиленгликоль применяется в производстве продуктов, лекарств и парфюмерии, а также в системах отопления жилых помещений. Большинство муниципального транспорта в Европе уже переведено на пропиленгликоль. Пропиленгликоль, в отличие от этиленгликоля, менее агрессивен к металлам и обладает лучшей теплопроводностью, то есть более эффективно отводит тепло от двигателей автомобилей.
Прикрепленные файлы
|
![]() |
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 3rd May 2025 - 21:46 |